Сергей Бабин

Врач психотерапевт высшей категории, д.м.н., Президент РПА. Санкт-Петербург. Россия

Тел.: +7 (921) 574-12-43

Регулярный семинар «Феноменологическая практика и практика психотерапии»

  • Город: Санкт-Петербург. Россия
  • Дата проведения:   25.01.18; 19.10.17; 19.03.18;
  • Организаторы: Российская психотерапевтическая ассоциация; Альянс Помогающих Практик «ПроБоно»;  Восточно-Европейская Ассоциация экзистенциальной терапии;  Кафедра психотерапии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова;  Международный журнал “HORIZON. Феноменологические исследования” (http://horizon.spb.ru)
  • Ведущие: Наталья Артеменко - к.филос.н., доцент, СПбГУ, ЕУ, главный редактор журнала “HORIZON. Феноменологические исследования”;  Сергей БабинВладислав Андрюшин
  • Участники: Козлова Людмила Николаевна; Голубев Евгений; Пискарев Павел; Мокрецова Наталья; Кондратова Наталия; Нефедьева Наталия
  • Контакты: Для записи нужно отправить письмо на адрес av@appme.ru с указанием Вашего Ф.И.О., контактного телефона и e-mail. Вопросы и уточнения по тел.: (921) 574-12-43 или email: sergbabin@inbox.ru (Сергей Михайлович Бабин).

Регулярный семинар Феноменологическая практика и практика психотерапииВ последние годы феноменология привлекает все большее число представителей из самых разных отраслей (психологии, социологии, антропологии, психиатрии, психотерапии, социальной работы, педагогики и др.). Однако, что означает «смотреть на мир глазами феноменолога»? Почему этот взгляд не дается сам собой, а требует от нас само-трансформации, требует осуществление некой практики видения? И что под таким видением следует понимать?

Мы предлагаем коллегам регулярный семинар, посвященный различным вопросам феноменологии и психотерапевтической практики. Наши встречи могут быть интересны для феноменологов, психотерапевтов, психологов, психиатров, философов, представителей смежных социальных наук, студентов профильных вузов, для всех тех, кому представляются актуальными проблемы развития феноменологического метода и феноменологически-ориентированной психотерапевтической практики.

Общая цель наших семинаров — проанализировать причины терапевтического эффекта, достигаемого использованием феноменологически-ориентированной психотерапии, рассмотреть методику психотерапии в контексте философской ситуации ее возникновения, наконец, продемонстрировать терапевтическую эффективность собственно философского действия. Данные семинары, таким образом, сами представляют собой опыт высказывания о психотерапии как об одном из способов феноменологического анализа.

Семинары могут быть полезны также тем, кто готов в пересмотру и расширению своих профессиональных знаний и навыков, кому тесно в собственных профессиональных границах и кто готов выйти за пределы этих границ.

Семинар проходит один раз в месяц.

Семинары сочетают освоение теоретического материала с практическим феноменологическим исследованием ситуаций, представленных участниками семинара, что отражено в трехчастной структуре семинара:

  1. Теоретическое введение в тему, завершающееся феноменологическим «тренингом».
  2. Анализ и обсуждение предложенной литературы.
  3. Анализ случаев.

Тема семинара (продолжение): Проблема телесности и интерсубъективности в феноменологии.

“Чтобы узнать, что такое человек или что такое я сам как человеческая личность, я должен вступить в бесконечность опыта, в котором я узнаю себя все с новой стороны исходя из все новых и новых свойств, и все совершенней и совершенней”
Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch // Husserliana: Gesammelte Werke. — Den Haag: Nijhoff, 1952. — Bd. IV. — S. 104.

Человеческое тело далеко не всегда было в центре внимания философии. В ХХ веке феноменология и экзистенциальная философия обращается к теме телесного бытия человека. Но как только возникает вопрос о «моем» теле, следом встает вопрос и о том, что такое «другое» тело, Другой как таковой? Тема Другого в феноменологии и экзистенциальной философии разворачивается как проблема «диалога» с Другим, проблема понимания Другого, возможность бытия-с-другим, Другой как Чужой или как мое alter ego.

Гуссерль и Хайдеггер, Вальденфельс и Мерло-Понти — как их идеи могут помочь в повседневной практике психотерапевта?

*** 

Что означает «опыт меня самого»? За структурой потока с его “живым настоящим” или актуальным самовосприятием в центре поздний Гуссерль располагает такую исходную форму Я, как “Я могу” или “Я совершаю”, имеющую такую модификацию, фиксирующую динамичность внутреннего опыта, как “Я могу делать иначе, чем делаю сейчас”. Иначе говоря, за Я, понятым как поток, Гуссерль открывает “анонимно когитирующую жизнь”, исследование которой предполагает “раскрытие определенных синтезов разнообразных способов сознания и лежащих еще глубже модусов поведения Я”. Здесь открывается новая тема феноменологического исследования — тема кинестезов, обусловленных, в свою очередь, движениями тела.

С точки зрения кинестезов опыт понимается как многообразие отношений между моим собственным телом (Leib) и телом или физичностью вещи (Körper). Однако в основании такого опыта моего и чужого тела лежит опыт моего собственного тела (Leib). В игру вступает еще одна разновидность опыта, “опыт чужого”, т. е. опыт придавания смысла такому “предмету”, как другой человек и другие люди как таковые. Речь идет о проблеме генезиса, проблеме смыслообразования как такового, проблеме образования такого особого смысла как Я, неотделимого от бытия этого Я, и, наконец, проблема образования смысла “Другой”, который тоже не может быть отделен от его бытия, но чье бытие “чуждо” мне. Мир другого человека существует в своей принципиальной чуждости мне.

Мы остановимся подробнее на этой разновидности опыта — “опыта чужого”, специфики вчувствования, понятии первоначального тела Другого, отношении “Я-Другой-мир”.

Рекомендуемая литература

  1. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт-Петербург: «Наука», 1998. V-ое Размышление. 
  2. Борисов Е. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Философско-литературный журнал “Логос”. — 1999. — № 1 (11). 
  3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб: “Наука”, 1999. Часть вторая, I, IV. 
  4. Вальденфельс Б. Ключевая роль тела в феноменологии М. Мерло-Понти // М. Мерло-Понти. Видимое и невидимое / пер. с франц. О.Н.Шпараги. – Мн.: Логвинов, 2006. 
  5. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена // История философии / под ред. Г. Тавризян. Вып. 1. – М.: ИФ РАН, 1997.

Организационный взнос: 1000 рублей.

Количество участников – не более 20 человек. Необходима предварительная запись.

Ближайший семинар состоится 16 апреля 2018 г., состоится в Восточно-Европейском институте психоанализа (ВЕИП), Санкт-Петербург, П.С., Большой просп., д.18.
Время проведения: 12:00 - 15:00.